Форум » Родной Сурский район » Аркаево » Ответить

Аркаево

сокол: Новокрещенные, ясашные крестьяне из села Аркаево образовали село Кирюшкино в Бугурусланском районе Оренбургской области в 1754 году. Есть ли у кого информация о образовании села Аркаево?

Ответов - 42, стр: 1 2 All

al073: Пока нету... Но думаю - будет

комрад: На территории нынешнего Сурского р-на некогда бытовала легенда о призвании трёх братьев: Аркая, Кувая (вариант - Бугая) и Тагая. Такие легенды издревле были характерны для всей Руси, напр., Кий, Щек и Хорив; Кривко, Ольша и Дрисвят; Рюрик, Синеус и Трувор…, что указывает на заселённость этих мест ещё в языческие времена. «Официально» считается, что название селу Аркаево дал упомянутый в одной из грамот 1665 г. Мордвин Аркайка Атюшев. Однако, в древности, как названия мест, так и имена людей по своему генезизу были связаны исключительно с местным религиозным культом. Культ этот, судя о существовании легенды о трёх братьях, был общим со всей Русью. Этимология названия «Аркаево», или «Аркаво» (как говорила моя бабушка), предлагает две основные версии: 1) общий индоевропейский корень выводит к значению – «источник», «родник»; 2) древнерусский, с древнегреч. параллелями корень ark(t)oc – «север», «медведь», т. е., возможно - «медвежий угол». Интересно, имела ли старообрядческая вера большое значение в селе Аркаево?

al073: ого! мне сложно что-либо сказать по этому предположению. Доступа к каким-либо архивам у меня к сожалению нет..


сокол: Насщет старообрядчества сомневаюсь. Так как крещение в селах Аркаево, Паркино и Атяшкино Эрзяне приняли в 1750-х годах.

комрад: Сокол, если не затруднит, откуда сведения о крещении этих сёл в 1750 году.

сокол: У меня есть ревизские сказки села Атяшкино за 1748 год. Там крещенный один. А в третьей ревизии за 1762 год села Нуштайкино которое образовали мордва новокрещенные села Атяшкино все новокрещенные мордва. Рядом с Нуштайкино образовалось село Кирюшкино из переселенцев села Аркаево , Паркиной и Норусов. Сохранилась копия купчей крепости о покупке новокрещенной мордвой этих сел земли, на которой образовались эти села в 1754 году. Значит они крестились перед переездом, видимо для того чтоб получить льготы и деньги на переезд.

сокол: По поводу названий: Без сомнения названия мордовских сел в основном произошли от имен заводчиков( старший, выбранный).Село Нуштайкино получило имя от Николая Максимова, до христианское имя Нуштай.

сокол: В ревизской сказке за 1721 год написано Аркай Атешев, возраст 104 года. А в 1665 году "...на ключе Белом на речке Якле..." указана "... деревня Аркаева, а в ней двор Анташки Аркаева...". И учитывая что новокрещенные мордва этих сел( Атяшкино, Аркаево, Паркино) вместе переехали в Бугурусланский район и образовали села расположенные рядом, можно предположить что основали эти села три брата. Как не странно и унас есть легенда что образовали села Братья.

комрад: Сокол, спасибо за интересные сведения: текст "...на ключе Белом на речке Якле...", видимо, относится к названию родника в селе Аркаево, а не к наименованию села Белый Ключ на трассе Сурское - Ульяновск. А. Курбский в описании похода русских войск на Казань в 1552г. отмечал про эти земли (прилегающих к р. Сура), что от Суры «шли есмя войском 8 дней, полями дикими и дубровами, негде же и лесами, а сел со живущими зело мало»… Русская рать шла к Свияжску, основанному в 1551г. на чувашской земле, устроив 12-й от Мурома стан на реке Алатырь, 16-й - НА РЕКЕ ЯКЛЫ, …( http://www.cap.ru/atlas/shemur/1.htm) Эти сведения (хотя в них не упоминаются имена поселений на реке Якле) могут служить достаточным условием для определения наиболее ранней даты (на сегодняшний день) основания сел Аркаево, Астрадамовка, да и Атяшкино и др.…

комрад: Согласен с тем, что названия сел произошли от имён «заводчиков (старший, выбранный)», при условии, что «заводчиком» был один из трёх братьев, старший или выбранный, тот, кто ЗАВОДИЛ людей в заранее выбранное место, для его обустройства и освящения.

сокол: комрад, кроме вас поговорить не с кем.Сегодня еще рас просмотрел ревизские сказки за 1721 год. и вот что я обнаружил: в сорока трех дворах проживало мужского пола всего 166 душ. Просматривая перепись видно что много детей без родителей и родственников. Некоторые пишутся племянниками. Такое ощущение что где то в 1710х годах была война, и половина мужщин перебили. Что вы по этому поводу думаете?

сокол: В книге Р.Т. Фахрутдинова «Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и её территория» Татарское книжное издательство 1975г. стр. 175 отмечено: «В 1607 году на правом берегу безымянной речки образовалось селение Старый Чекурск, где жили татары, чуваши, мордва. О чем свидетельствуем татарское кладбище, расположенное в центре села Старое Чекурск и мордовское кладбище расположенное на севере 1,5 км от современного села Верхнее Чекурское. В 1646 году мордва уехала со всем хозяйством на Запад, и образовало селения Атяшкино и Паркино, ныне Сурский район Ульяновской области». Причиной исхода мордвы, по преданию явилось сговор между татарами и чувашами. Которые решили изгнать мордву и поделить их земли. Возможно, так и было, иначе, чем объяснить, что татарское кладбище оказалось на чувашской стороне. Появление села связано с продвижением русских служилых людей в Поволжье, когда местные жители все дальше отходили от своих родных мест и осваивали более тихие места на окраинных землях. Об этом свидетельствует название села и деревень, которые расположены в данной местности. Так в 1647 году по левому берегу безымянной речки, ныне Туса, образовались селения Верхнее-Чекурск и Нижнее-Чекурск и примерно в это же время, к востоку от села в 5 км образовалось деревня Новое Чекурское

сокол: В переписи 1721 года ясашного Мордовского села Помаево было 39 дворов. В нем был двор Максима Аркаева 84х лет( 1637 года рождения). Получается что Атяшкино,Паркино, Аркаево, Помаево образовали Атяш (или Отяш) с детьми.

сокол: По поводу Чекурска думаю что его образовали переселенцы Больше- Игнатовского района. Там есть речка Чека которая впадает в Пьяну, а рядом село Атяшево. Здесь же рядом Чукалы которое есть и рядом с Чекурском.1672г., января 29. Девять безъясачных чувашских крестьян д.Янышево Свияжского уезда подали симбирскому воеводе П.И.Хованскому челобитную:"... живут де они в Свияжском уезде с отцами своими и братьями, а ни- какова платежу в государев у казну не платят, а в Свияжском уезде пустовых излишних земель нет, в ясак им написать де негде, а есть де в Симбирском уезде под Алаторским лесом пустовая поместная земля, что жили чукаловская мордва, и та де мордва, покиня тое землю, разбежались в разные уезды, и ныне де с тое ясашной земли в государеву казну платежу нет, лежит впусте". Безъясачные чуваши просили разрешить им "на той пустой Чукаловской земле поселитца вновь и в Симбирску написать их в окладные книги и по окладу пла- тить всякие доходы в государеву казну в Симбирску". Согласно при- ходной окладной книге в д.Старые Чукалы числилось 26 дворов морд- вы, которые платили оброк в сумме 10 руб.15 алтын 1 деньги. Еще осенью 1671г. Симбирской приказной палатой было обнаружено, что "деревня Чукалы пуста, никто в ней не живет".Сжатый хлеб был от- писан на государя и обмолочен. По-видимому запустение деревни бы- ло вызвано участием ее жителей в разинском движении. По распоря- жению П.И.Хованского чувашским крестьянам было разрешено владеть "оброчной мордовской пустовой землей" д.Старые Чукалы и за нее платить оброк в Симбирске по 10 руб. 15 алтын 1 деньги в год". Так возникли чувашские деревни Старые и Новые Чукалы...Позднее на указанной земле русскими крестьянами была основана также д.Русс- кие Чукалы. В.Д.Димитриев. Чувашия в эпоху феодализма, С.310.

сокол: Мне кажется что мордва переехали с верхней Пьяны. А у вас какое мнение?

сокол: Жен Атяшкинцы брали в основном из Маклауш, Аркаево, Паркино , Помаево, Шемершан, Еделевой.

комрад: Сведений по убыли мужского населения 1710 гг. у меня нет. В это время шла война со Швецией (Полтавская битва 1709 г.), и, возможно, т. к. на запорожских казаков не было надежды, Пётр – I формировал свои войска из населения края, ранее входившего в состав Волжской Булгарии; странно, но эта традиция русских царей берёт начало с Куликовской битвы. Кроме того, не надо забывать, сколько крестьянского люда положило свои души на строительстве СПб. Меня больше интересует религиозная история края. Река Сура вместе с притоками была подарена в вотчину Нижегородскому Печерскому монастырю в 16 в. (ссылку потерял). Тогда же, на Барыше строятся мельницы, а это значит, что работать на них могли только крещёные. После реформы Никона на Суру «побежали» тысячи «старообрядцев», и оседали они как раз в этих местах, обусловлено это было тем, что местные гражданские чиновники или их наместники не имели дозволения въезжать в монастырские вотчины, судить или посылать туда своих подчиненных для суда. Впервые эти права и преимущества даны были Печерскому монастырю в 1512 году великим князем Василием Ивановичем По дохристианскому «языческому» культу всё покрыто мраком, вообще. Сокол, не подскажите, откуда «скачать» «ревизские сказки»?

я: Как безумно интересно погружаться вглубь истории!!!! Целый детектив получается Я тоже присоединяюсь к вопросу о ревизских сказках....

сокол: Камрад, ревизские сказки мне привезли из Москвы по заказу, скачать я думаю неоткуда. О какой религиозности того времени вы говорите, если ее и сейчас почти нет? Если считать принявших крещение религиозными людьми то да( я думаю что большинство принимало крещение как обряд а не покояние, как говорил господь нужно родиться заново). А если выполнять заповеди божьи, и выполнять их не для собственных благ а для ближнего своего, и желающих отдать жизнь свою ради ближнего своего как поступил господь, таких и сейчас единицы. Большинство веруют для своих благ( чтобы не болеть, чтоб сын не пил и т. и д.) В то время было смешано язычество с христианством основанное на страхе за свое благополучие. Я перечитываю постоянно Евангелие, и каждый рас все глубже осмысливаю, не говоря уже о изменениях души. Мне кажется моей жизни не хватит чтоб стать христианином. Чтоб любить тех кто тебя ненавидит, помогать ближнему не ждать благодарности, это очень тяжело.Вера долна основываться на благих делах( по делам узнаете их). Вера без благодеяния мертва. Преклоняю голову перед мужеством и верой старообрядцев, благодарен за сохранение духа древней веры. Комрад простите если что не так сказал, выразился как мог.

комрад: чтобы стать христианином". Хорошо говорите, т. к. те, кто уже определил себя состоявшимся христианином, уподобляются чугунному кресту на погосте, а кто захочет идти за ними и жить на кладбище?.. Думаю, что вскоре ревизские сказки переведут в «цифру» и отдадут в свободный доступ. С вашим мнением о том, что религиозность людей «того времени» можно сравнить с «никакой» сегодняшней - не согласен: она была абсолютной. Мало того, именно по мере выявления культовых мировоззренческих представлений складывается убеждение, что наши предки были умнее нас. Необходимо только выяснить насколько «та» вера соответствует нынешним духовным «сетям».

сокол: я рассуждал со стороны учения христа, по евангелию и посланиям апостолов. Мало кто в то время знал, понимал, и стремился стать христианином по их учению. Так как оно учит жертвовать своими средствами, здоровьем и жизнью ради ближнего. Этого мало кто хочет. Легче запугать людей несщастиями и болезнями и другими лишениями( если они чтото нарушат), и властвовать над ними. Иметь земли, крестьян, и обьезжать на тарантасе по своим владениям. Религиозность того времени была сильной, я согласен. Я рассуждал не о религиозности вообще а о христианстве.

сокол: В одной из грамот 1641 года упоминается мордвин Аркайка Атюшев. А в 1665 году "... А интересно в какой грамоте? И как прочитать полный текст? с уважением Александр.

комрад: Текст взят на этом же сайте, в разделе «история» см. http://surskoe.narod.ru/story/arkaevo.html Саму грамоту, к сожалению, не видел.

сокол: Камрад, я по переписи вижу что заводчики по имени которых называли селения не подавали ревизские сказки. Их подавали выборные из Мордвы новокрещен. Еще были сотники, они тоже подавали сказки.

комрад: Вы упоминаете (от 14. 04. 10 20:59) о ревизской сказке за 1721 г., где упоминается Аркай Атешев возрастом 104 года. А в 1665 «…на ключе Белом…»указана»…деревня Аркаево, а в ней двор Анташки Аркаева». Очевидно, что эта ревизская сказка и есть та самая «грамота», из которой кем-то и была придумана история происхождения названия села Аркаево. Т. к. Атяшка уже живёт в ОДНОМ ИЗ ДВОРОВ в деревне Аркаево, то одно из двух: 1) или был более ветхий Аркай или 2) название Аркаево произошло от родника «Белый Ключ», первоначальное название которого могло быть, напр., «Белый Арык»… . То, что заводчики по имени которых называли селения не подавали ревизские сказки, а их подавали только новокрещеные и сотники – имеет какую-то интересную перспективу по выявлению конкретных исторических фактов. Только какую?

комрад: Имя его – Василий Иванович Ермохин. Лев Толстой переписывался с ним, называл «народным философом» и высоко ценил его мысли. Ленинградские филологи пытались найти след переписки, но всё безрезультатно. А может быть, письма до сих пор где-нибудь лежат?... Все началось с того, что в деревню (Аркаево) приехал молодой учитель и пробудил тягу к знаниям у многих крестьян, в том числе и у Ермохина. Тот начал много читать и даже сочинять свои трактаты. Однажды ему пришла в голову мысль: послать статью «Природа и нравственность» Льву Толстому, чтобы узнать «на оную его суждение». А может быть, у кого – то осталась память и о «молодом учителе», видимо, из среды тех народников – разночинцев, кто посвятил свою жизнь просвещению простого крестьянского люда? http://vn.ru/index.php?id=88589

123456: Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота Алеrсандр Стемасов из Аркаева числится

123456: Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота Алеrсандр Стемасов из Аркаева числится

123456: Оказывается друг и "подельник" Маринеску

123456: Обалдеть, Немцова убили в москве всех оперов в питере подняли - зачем?

123456: Рассмешил полковник докладом: говорит машины едут через дтп

123456: Эх. Аркаево. мне бы до могилок добраться

комрад: На ПЛ М - 96, на ПЛ С – 13, командиром которых был Маринеску уроженец села Аркаево Стемасов Александр не числился. Может быть, кто-то уточнит…

комрад: Моя бабушка - Ликашина Дарья Елисеевна в Аркаево говорила, что Стемасовы - Хорошие братья были, если бы не не нравились бабам

комрад: Есть речка, где поселок "Стемас" южнее трассы Сурское - Ульяновск , а севернее при Алатыре, На 4 км южнее Алатыря городок "Стемас". Мне интересно, там и там должны быть камни крашеные. Если найдете, то раскожу вам о Сурской горе

комрад: Простите, Алатырь - понятно, а Стемас - это индоарийский (Зороастрийский), а потом древнегреческеская форма древнеегипетского понятия стеллы, которая торчит богом

комрад: "Сте мас " (буквально - освященный камень)на древнем яз. буквально - камень мазаный (стелла освященная, помазанная на др. греч.) т. е. ищем рядом с тем же понятием камень, где спрятаны сокровища

комрад: О Сурской горе, на реке Суре. Знаете правда в летописях, но не с Пахомия приглашенного из Греции, изменившего на половину житие Сергия Радонежского прп. Епифания Сурская Гора, туда старообрядцы принесли правду Сергия ....

комрад: Ликашины, селиверстовы, стемасовы в Аркаево - русские, и Аркаево, это русский корень на средневолжской возвышенности. Как говорил мой дед, ударив меня прутом, когда я залез пацаном на яблоню: не ломай сучья

комрад: Вобщем, нас вчера, аркаевских, прибыло пацаном (внуком). Надеюсь, в этот раз получится не музыкант

123456: Я рпять приехал в Аркаево, на Родину своих отцов, вот, думаю, а Алатырь, рядом

12356: В древнерусских летописных списках понятие Алатырь, это, оказывается, Красная Троица. Там еще интереснее: в исследованиях о Сурской горе, она не просто медвежья, а МАТЕРИ ВЕДИЦЫ. В общем на реке Барыш, куда бежали крепостные крестьяне - барышниками став, только из-за того, что разрешили мельницы обслуживать, были единственными, кто сохранил верность Аввакуму, не принял согласие царя Алексея Михайловича о новой никонианской вере.



полная версия страницы